вторник, 8 ноября 2011 г.

Anna Maria Jopek (об исполнителе)



Анна Мария Йопек (Anna Maria Jopek) - одна из лучших польских джазовых певиц нового поколения, которую сами поляки называют "самой большой джазовой надеждой за последние 50 лет". Несколько лет назад я хотела сделать русскоязычный сайт, посвященный её творчеству (напереводила кучу материала с польских видео и официального сайта), но сил и времени не хватило. Раз уж мой блог не просто парфюмерный, но ещё и музыкальный, я решила поместить кое-что из готового материала сюда, для тех, кому интересно.

МОЁ ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПЕВИЦЫ

В далеком 1998/99 году моя старшая сестра ездила в Польшу на Рождество. Оттуда она привезла мне сборник "Пять океанов": 5 дисков с песнями на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, в исполнении различных звезд польской эстрады. Тогда я занималась джазом всего несколько лет, но к боссанове уже была неравнодушна:-). Из всех композиций (на 5 дисках) больше всего мне понравились две легкие и незатейливые боссановы "Okularnicy" и "Byle nie o milosci", исполняемые некой Анной Марией Йопек (тогда ещё я называла её "Жопек" хыхы). Так состоялось моё знакомство с творчеством этой певицы. И с этого началась моя любовь к польскому языку, с которым позже нас очень много стало связывать в жизни...В 2000 году я впервые побывала в Польше, где сразу же приобрела несколько кассет Анны Марии.


В то время она вовсе не была столь популярна, как сейчас. И её музыкальный уровень был совсем иным, нежели сегодня. Я очень уважаю Анну Марию Йопек прежде всего за то, что она постоянно растет в музыке, открывая для себя новые горизонты, не боится экспериментировать и развиваться с каждым годом. Всего за несколько лет она выросла в выдающуюся этно-джазовую вокалистку мировой величины. Мне никогда не бывает скучно слушать её новые альбомы, потому что я знаю - она всё время старается двигаться дальше... И ещё мне очень импонирует то, что она столь многого добилась, не отказываясь от родных корней (польского языка, польской традиции) и сохраняя свой собственный почерк (прежде всего, в вокальной манере исполнения). Сейчас очень много "клонов", все голоса (тембрально), приемы и манера исполнения достаточно сильно похожи друг на друга. Но Анну Марию не перепутаешь ни с кем, у неё безусловно есть своё собственное лицо и свой путь. Это большая редкость в наши дни.


БИОГРАФИЯ
Детство, юность, образование...


Анна Мария Йопек родилась в 1970 году. С самого раннего детства Аня увлекалась музыкой. Ещё будучи ребёнком, она играла на гитаре и пела для своих друзей и близких песни Булата Окуджавы, баллады Леонарда Коэна, два раза в неделю играла на гитаре в костёле во время Мессы. Когда, например, её просили спеть во время паломничества, она, не смущаясь и не испытывая особого страха и волнения, могла прямо в мегафон запеть песню перед огромной процессией людей. Она всегда чувствовала сердцем, что это её место, её призвание. Пение всегда было для Ани чем-то настолько естественным и приятным, что она даже и не думала о том, что когда-нибудь станет зарабатывать этим себе на жизнь. Это казалось ей чем-то абсолютно невозможным и далёким.

Аня получила прекрасное музыкальное образование - с отличием окончила Варшавскую Шопеновскую академию музыки по классу фортепиано, затем продолжила обучение в Манхэттенской Школе современной музыки в Нью-Йорке на джазовом отделении. 


В 1994 году состоялся её дипломный концерт в классе профессора Бронислава Кавалла (Bronislaw Kawall), где она исполнила произведения Gabriela Faure и концерт для фортепиано с оркестром ре минор KV 466 Вольфганга Амадея Моцарта. В тот же день, сразу после дипломного концерта, Аня побежала на концерт Al Jarreau в Зал Конгрессов. Эта двойственность увлечений - классической музыкой и джазом - сопровождает её в течение вот уже многих лет.

Знакомство с будущим мужем и начало карьеры...

В 1991 году Аня отправила Марчину Кидриньскому (Marcin Kydrynski) - продюсеру, автору и ведущему джазовой передачи на польском радио - кассету со своими первыми записями и попросила его поделиться своим мнением. Но, прослушав записи, Марчин Кидриньский посоветовал начинающей певице заняться в жизни чем-нибудь другим…
Прошло всего несколько лет, и в 1996 году, на фестивале в Витебске Аня получила награду из рук самого Мишеля Леграна, а также благословение именитого композитора на исполнение его произведений. Ведущий этого фестиваля Марчин Кидриньский был просто поражен успехами молодой певицы. Ему никак не верилось, что это и есть та самая девушка, которая когда-то прислала ему свои записи.


Примерно в то же время Марчин Кидриньский в качестве продюсера работал над альбомом "Rememberances" известнейшего польского музыканта Хенрика Мишкевича (Henryk Miskiewicz). В альбом должны были войти две композиции Мишеля Леграна, для исполнения которых Хенрик искал вокалистку. Тогда Марчин позвонил Ане и спросил, не хотела бы она поучаствовать в этом проекте. Аня согласилась. Для неё было великой честью работать с таким авторитетным и любимым ею музыкантом, как Хенрик Мишкевич.
В октябре того же года Марчин Кидриньский предложил Анне Марии Йопек участвовать в фестивале "Jazz Jamboree" с программой "Po Polsku".
С этого и началось тесное сотрудничество Анны Марии Йопек и Марчина Кидриньского. В том же году рождается идея сольного альбома Ани "Szeptem", который продюсирует Марчин. Помимо студийных записей, этот альбом включил в себя фрагменты живого концерта в Государственной Филармонии с участием ярчайших звёзд польского джаза.
 
Когда Аня и Марчин только начали работать над этим альбомом, они были просто коллегами, которых объединяло общее дело. А когда альбом "Szeptem" появился в продаже, Аня и Марчин уже были мужем и женой, а их сыну Франчишеку уже исполнился месяц.
В апреле 1997 года Аня подписывает контракт с Poligram Polska (теперь Universal Music Poland). В мае того же года она выступает на Евровидении в Дублине с песней "Ale jestem". На пороге 1998 года ее одноименный дебютный альбом становится золотым. Именно за песню "Ale jestem" в апреле 1998 года Аня получает статуэтку Фредерика в номинации "Дебют года" (названная в честь Фредерика Шопена музыкальная награда Фонографической Академии, существующая с 1995 года).

ДИСКОГРАФИЯ (с личными отзывами)

Довольно трудно отнести музыку, которую исполняет Анна Мария Йопек к какому-то определенному музыкальному стилю или жанру. Тем более, что каждый новый альбом, как правило, имеет свою специфику и не похож на предыдущие.

"Ale jestem"(1997) и "Nienasycenie"(2002) можно охарактеризовать не как джаз в привычном понимании, а скорее как поп-музыку с не очень традиционными для жанра аранжировками: в альбомах преобладают песенная форма, минимум импровизации, достаточно простые, незатейливые тексты. Рекомендую любителям качественной популярной музыки.
Любимые композиции с альбомов:  "Wiem i chcę" и "Na dłoni".



Несмотря на то, что в основу альбома "Szeptem"(1998) вошло много польских песен, ранее исполнявшихся другими музыкантами и уже хорошо известных публике, все они исполнены в новой манере - в стиле классических, неспешных, чуть меланхоличных джазовых баллад. Рекомендую любителям флегматично-спокойного и задумчивого акустического джаза.
Любимая композиция с альбома: "Jeszcze poczekamy".

"Dzisiaj z Betleyem" (1999)- альбом джазовых интерпретаций традиционных рождественских колядок, совместный проект с Павлом Бетлеем (Pawel Betley). Любимая композиция с альбома: "Bóg się Rodzi".
 "Bosa"(1999) - альбом неспешный, даже чуть медитативный, представляющий собой некий синтез джаза с живым дыханием природы, как будто бы отдает должное славянским корням певицы. В нём слышится шёпот трав, музыка ветра…Любимая композиция с альбома: "Bosa" (бесподобный текст).
 Все песни в альбоме "Upojenie"(2002) Анна Мария поет на польском языке, хотя впервые он был издан в США, где любые не англоязычные записи, как правило, большого успеха не имеют. Однако в первый же день продаж этот диск стал "золотым", а в течение полугода - "платиновым". Такого в Америке не добивался практически ни один зарубежный джазовый исполнитель, выпускавший альбом на своем родном языке. Немаловажная причина популярности этого альбома заключается в том, что записан он был в содружестве с одним из самых выдающихся гитаристов современности - Патом Метини (Pat Metheny) - уникальным музыкантом, имеющим 15 наград "Грэмми". Рекомендую любителям современного неспешного и задумчивого джаза. Любимая композиция с альбома: "Upojenie"


"Farat"(2003) - один из самых "живых" альбомов Анны Марии Йопек, записанный за два дня во время живых концертов, порадовал слушателей обилием импровизаций и яркой, мощной экспрессией. Один из моих самых любимых альбомов:-). Также очень люблю видео версию "Farat", которую удалось купить в Польше. Богатые и сложные аранжировки, прекрасные музыканты (пианист Лешек Можджер, перкуссионист Стинга - Мино Синели т.д.)...
Любимая композиция с альбома: "Szepty i łzy".

"Secret" (2005) - англоязычный альбом Анны Марии. Я больше люблю слушать её на польском;-), но зато тут есть несколько интересных "каверов" Стинга и джазовое прочтение "Don't Speak". Любимая композиция с альбома: "A Thousand Years".

"Niebo"(2005) –  ещё один из моих самых любимых, полностью авторский, зрелый, глубокий альбом, душевный диалог со слушателем, тёплая беседа о чём-то очень важном…Особое удовольствие я получила от просмотра DVD (коллекционный выпуск "Niebo"): живое исполнение композиций с этого альбома + интервью с музыкантами.
Любимая композиция с альбома: "Ja Spytać Chcę O To Samo".
"ID"(2007)  - сложный (с муз. точки зрения), интересный, полностью авторский, глубокий по содержанию, этно-джазовый альбом, записанный Анной Марией совместно с такими звездами мирового современного джаза как Mino Cinelu, Manu Katche (перкуссия), Christian McBride, Richard Bona (бас), Tord Gustavsen (фортепиано), Oscar Castro-Neves (гитара), Branford Marsalis (саксофон), Dhafer Youssef (вокал, арабская лютня), Arve Henriksen (вокал, труба), Leszek Mozdzer (фортепиано) и др. Бесподобные инструментальные и вокальные аранжировки, красивый и стоящий материал. Любимая композиция с альбома: "Samej cię nie zostawię".

"Jo&Co"(2008) - концертный альбом, записанный вместе со звездами мирового современного джаза во время совместных живых концертов. Самое активное участие в записи альбома приняли: камерунский басист, мульти-инструменталист и вокалист Richard Bona, Dhafer Youssef и Mino Cinelu. Так как на момент выхода этого альбома я уже была горячей поклонницей Ришара Бона (Richard Bona), то я весьма возрадовалась его творческому сотрудничеству с Анной Марией Йопек. Альбом не очень простой для восприятия неискушенным слушателем, так как в нём много живых джазовых и этнических импровизаций (не ограниченных по времени, т.к. это живые выступления)... Но, думаю, для поклонников и ценителей этно-джаза, альбом будет очень интересен. Мне кажется он отлично демонстрирует профессиональное мастерство и характЕрный почерк Анны Марии Йопек. Любимая композиция с альбома: "Zrob co mozesz".


А теперь об особо радостном для меня событии - в прошлом месяце Анна Мария Йопек выпустила сразу новых три альбома!!!

"Sobremesa" (2011)- синтез польской и португальской музыкальных культур, сборник горячо полюбившихся Ане Марие португальских и бразильских джазовых композиций, дуэты с такими выдающимися музыкантами как Sara Tavares, Ivan Lins, Tito Paris, Yami, Paulo de Carvalho, Camané и др. Любимая композиция с альбома: "Kananga Do Amor".

"Haiku"(2011) - интересная и смелая попытка совместить японскую и польскую музыкальные традиции. Совместный проект с выдающимся японским джазовым пианистом Makoto Ozone. Гость проекта (бамбуковая флейта) - артист театра кубуки Tomohiro Fukuhara. Любимая композиция с альбома: ещё сама не слушала его, всё впереди;-).
"Polanna"(2011) - гармоничный и зрелый альбом о славянской (польской) душе, джазовое прочтение польских народных песен и т.д. Любимая композиция с альбома: "Rdzawe liscie"

Все три альбома продаются также в виде сборника 3 в 1 - "Lustra" ("Зеркало"). Сомневаюсь, что в России, но в Польше уж точно;-).




Но, несмотря на то, что альбомы Анны Марии значительно отличаются друг от друга, все равно есть в них что-то общее, что-то, благодаря чему всегда можно узнать "знакомый почерк". Практически в каждом альбоме присутствуют одна или несколько польских народных песен, которые Аня сама аранжирует в своей собственной, неповторимой манере. Во многих композициях можно услышать характерные для Ани распевы (часто аранжированные для нескольких голосов), имеющие одновременно и джазовый и народный оттенок.

О ТВОРЧЕСТВЕ В ЦЕЛОМ:
Автором текстов большинства песен, исполняемых Анной Марией Йопек, является её муж, Марчин Кидриньский. Это огромная редкость, когда между супругами царит такое взаимопонимание в творчестве. Сама Аня говорит: "…Это просто замечательно, что мы с Марчином можем подменять друг друга в работе. Часто бывает так, что мы работаем над каким-то альбомом, я сама сижу рядом со звукорежиссером и непосредственно участвую в процессе обработки записанного материала. А потом, когда я иду спать, Марчин садится на моё место и делает всё именно так, как мне бы того хотелось. А наутро я слышу результат работы, превосходящий все мои ожидания. Марчин сделал всё даже лучше, чем это могла бы сделать я сама. Это прекрасно. Просто у нас очень схожи вкусы, схожи приоритеты - и в жизни, и в искусстве. И для меня огромной поддержкой является то, что рядом со мной, человеком вечно сомневающимся и неуверенным, есть Марчин, который умеет рассеять эти сомнения и вдохнуть в меня уверенность, что я на правильном пути".
Марчин также говорит в своих интервью о том, что самым большим вдохновением в творчестве для него "была, есть и всегда будет Аня, то, какой она человек, сколько в ней света и то, насколько хорошо просто быть с ней рядом…"


 Состав музыкантов, работающих на протяжении многих лет с Анной Марией Йопек, почти не меняется. После того, как Аня приняла участие в записи альбома Хенрика Мишкевича (кларнет, саксофон), они стали сотрудничать постоянно. Также одним из ведущих музыкантов в ансамбле является Марек Напюрковский (Marek Napiorkowski), которого сама Аня называет "первой гитарой Республики Польша". Роберт Кубишин (Robert Kubiszyn) - бас-гитара, контрабас - не так давно в составе группы. Аня впервые услышала его на концерте Гжегоша Турнау (Grzegorz Turnaue) и с того самого момента её мечтой стало пригласить Роберта к себе. Музыкант "не от мира сего" - Павел "Бзим" Зарецкий (Pawel "Bzim" Zarecki) - клавишные инструменты. Павел Добровольский (Pawel Dobrowolski) - ударные инструменты, перкуссия - недавно сменил на этом посту Цезария Конрада (Cezary Konrad).
Также на протяжении долгого времени Анна Мария Йопек сотрудничала с такими выдающимися польскими музыкантами как Лешек Можджер (Leszek Mozdzer), Томаш Станько (Tomasz Stanko), Анджей Ягодзинский (Andrzej Jagodzinski) и др. В течение последних нескольких лет Аня тесно сотрудничает с известным перкуссионистом Мино Синели, в своё время работавшим со Стингом, Майлсом Дэвисом и другими звёздами мировой величины.
В коллективе Анны Марии Йопек царит дружественная атмосфера, особый настрой, помогающий музыкантам чувствовать друг друга на выступлениях. Живые концерты Ани часто отличаются от студийных записей. Придя на выступление Ани, слушатели вряд ли услышат знакомую композицию в привычной аранжировке. Отталкиваясь от привычной формы песни, музыканты стараются исполнить её совсем по-новому, с большим количеством импровизаций.


 "На концерте я никогда не думаю о том, сложна или проста та программа, с которой мы выходим, для восприятия обычным слушателем. Я знаю, что если с нашей стороны существует открытость к людям, между нами и залом образуется какая-то невидимая связь. Мы пытаемся донести что-то до зрителя, донести от чистого сердца... Открытость и связь между нами - это самое главное. В такой атмосфере можно позволить себе импровизировать свободно, с поразительной силой.
Ведь можно исполнить хит один в один таким, каким его знает слушатель, и не суметь коснуться его сердца. И опыт показывает, что люди прежде всего получают истинную радость от того, что искренне. И мне кажется, что залог успешности выступления именно в этом" (Анна Мария Йопек).
"Чем дольше я занимаюсь музыкой, тем больше я убеждаюсь в том, что цель музыки - коснуться человеческого сердца. И только это. Четыре неумелые ноты, сыгранные от сердца, намного ценнее самого виртуозного, но бездушного исполнения. И для того, чтобы научиться хорошо играть, мне прежде всего надо многое пронести через своё сердце, многое испытать, пережить, прочувствовать и т.д." (Марек Напюрковский).


 "Сцена учит нас познавать самих себя, учит нас быть настоящими с другими людьми. Я думаю, что существуют вещи, которые получаются у меня только на сцене, на которые я была бы не способна ни в студии, ни в домашней обстановке… Это было бы просто невозможно. Нельзя сказать себе, закрывшись в своей комнате: "Сейчас я научусь быть открытой к людям и искренней". Это просто глупо. Научиться этому можно только стоя перед людьми. Очень часто именно этому мы и учимся на своих выступлениях. Порой приходится преодолевать себя, переступать через что-то… Но когда у нас это получается, это приносит столько радости! И появляется надежда на то, что можно достичь большего… На мой взгляд, каждый наш новый альбом появляется на свет благодаря нашему огромному желанию творить, создавать музыку. В нашем творчестве нет места холодному расчёту. Для нас это самая естественная потребность - поделиться со зрителем чем-то очень важным, когда приходит время для этого... К моменту создания нашего последнего альбома, нам очень многим хотелось поделиться со слушателем. И я знаю, что никто, действительно никто не сделает этого за нас" (Анна Мария Йопек).

Комментариев нет:

Отправить комментарий