воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Запах голоса или... как звучит аромат:-)

     Как тесно связаны наши органы чувств с эмоциями и фантазией;-).
     Какое-то время назад я обнаружила, что для меня очевидна тесная связь между звуком и зрительными образами. Некоторые из нас, кто занимался музыкой, знакомы с таким явлением, как "цветной слух". У меня нота "до" - черного цвета, "ре" - всегда желтая, "ми" - голубая... А у Вас?;-). В какой-то момент жизни я поняла, что ассоциирую с цветом не только ноты, но и тембральную окраску звука... В музыке принято описывать тембр при помощи зрительных образов (поэтому тембр и называют "окраской" звука). Характеризуя тембр голоса певца, часто используют такие образные выражения как: "его голос такой яркий", "очень солнечный звук", "прозрачный (плоский, шершавый, матовый) голос" и т.д.... Несколько лет назад я так заинтересовалась психологией цвета, что в конце концов сделала небольшой онлайн-тест: "Какого цвета Ваш певческий голос?":-))).
    Если Вы посмотрите на мои коллажи в описаниях к ароматам, то для Вас станет очевидным, что с цветом (визуальными образами) я также связываю и запахи. Пожалуй, первая ассоциация, которая возникает в моей фантазии при знакомстве с ароматом - это его цвет. Затем - текстура, степень прозрачности и т.д.



    Но сегодня мне захотелось поделиться с Вами другим открытием. Чем дольше я веду свой блог и подбираю музыку к ароматам, тем явственнее осознаю, как много для меня значит связь "темб голоса (звука музыкального инструмента) - запах". 


Дальше я буду рассказывать, говоря прежде всего о вокальном звуке, хотя всё то же самое относится и к тембральной окраске звучания музыкальных инструментов. Например, если я описываю аромат, в котором явственно слышатся мягкие древесные ноты и присутствует много воздуха, то скорее всего, он будет ассоциироваться у меня с блок-флейтой;-). И т.д.
    Но вернемся к вокальному голосу:-). Я часто ловлю себя на том, что слышу связь между грудным регистром вокального голоса и базовыми нотами аромата, микстом и "нотами сердца", головным регистром и верхними нотами парфюмерной композиции. Помимо этого, насыщенность аромата ассоциируется у меня с силой голоса, а плотность аромата - с плотностью вокального звука. Если я воспринимаю голос как поверхностный, слабый и полупрозрачный (вокалист поет субтоном, почти не использует грудной резонатор), то скорее всего я проиллюстрирую им какой-нибудь легкий, не очень стойкий аромат, где вовсе не ощутима глубина и сочность, который слетает с кожи за час и не оставляет после себя ничего, кроме "компотной мыльности". Звонкие (золотистые) голоса я стараюсь подбирать к звонким ароматам, голоса с хрипотцой - к ароматам шершавым, резкие голоса - к пронзительным запахам. Плотность аромата (количество воздуха в нем), как правило, ассоциируется у меня с количеством продыха в подаче звука:-). Голоса (как и ароматы) делятся для меня на теплые и cool-овые, мягкие и жесткие, нежные и грубые...
     Чувствую, пора делать тест "Как пахнет Ваш певческий голос.":-))))))).
     А как пахнет Ваш голос (если пофантазировать)? Как Вам кажется?;-)
     P.S. Только не надо всякого там "ой, я не пою", " у меня нет певческого голоса" и прочей ерунды;-).
    



26 комментариев:

  1. Я очень и очень далека от музыкальной терминологии. Поэтому буду по простецки =)
    Голос тихий, им хорошо колыбельные выходят (чем хитрые родственники, владельцы мелких дитятей, всегда пользовались) Верхние ноты практически не беру, на писк срываюсь =)) А вот серединка (и чуть выше/ниже) это моё. Серединка выходит чисто.
    Так что отнесу голос к ароматам нестойким, лёгким, через который иногда пробивается что-то, из звонких нот и не сильно выраженных глубоких.
    Очень сумбурно, нет?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А как ты думаешь (только честно, тот голос, которым ты сейчас поешь - это уже окончательный вариант или он тихий и т.д., потому что ты этим не занималась, не развивала? Чувствуешь ли ты бОльший потенциал (где-то в глубине души)?

      А если бы тебя попросили бы нарисовать, скажем, колыбельную, исполненную твоим голосом? Какого цвета она была бы? (цветов)

      Удалить
    2. В детстве пела в школьном хоре, говорили, что меня совсем не слышно и что я халявлю) И заставляли перепевать песенки соло. Потом тягали к фонеатору, он сказал, что связки слабые, что надо тренировать. Видимо, если тренировать, то я бы, возможно, обладала голосом какого-нить генералисимуса)) Но...как то не сложилось с тренировками. А после работы в школе, за 4 года заработала хронический ларингит, так что о звучном пении теперь можно не вспоминать даже.

      Цвета колыбельной представляется переплетение цветов: фуксии/золотистого/розового/голубого. Ну как-то так =)

      Удалить
    3. Ой, как интересно:-)))) Спасибо, что поделилась:-)!

      Удалить
    4. Прошла тест тоже. Всё похоже на меня, судя по отзывам окружающих.
      Цвет получился нежно-сиреневым.

      Удалить
  2. У меня довольно низкий голос, да и пока я пела в хоре (до его окончательной ломки), мне приходилось петь альтовую партию. По цвету/вкусу/запаху - что-то типа черешни-вишни-чёрной смородины (тёмно-красное, бордовое, вишнёвое, маджента, фуксия, фиолетовое вплоть до чёрного). :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух ты, вкусняшка какая:-)))))! Впрочем, я и не сомневалась, что у тебя-то уж точно должна быть в голосе...вкусняшка;-)))).

      Удалить
  3. Опа, прошла тест. Результат - "Тёмно-розового (пурпур, фуксин)" :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Класс! Я помню, что в свое время очень долго его продумывала (тест). Теперь так радуюсь:-)))))

      Удалить
  4. Галя, очень интересно! У меня получился голос коричневого цвета (цвета молочного шоколада) С описанием согласна и цвет этот один из самых любимых (наравне с красным).
    Не знаю, как насчет пения, пою я редко и в одиночестве, но разговариваю всегда очень громко и эмоционально. Иногда это даже мешает и я вынуждена контролировать громкость голоса.
    Ароматы тоже люблю громкие, еле слышные покидают мою коллекцию почти всегда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читала тебя... и поняла, что на той же "Фрагрантике", где я сижу очень много в теме "Подбор парфюма по фото", мне очень не хватает для полноты картины услышать ГОЛОС того человека, кому я по фото подбираю аромат... Иногда внешность такая внушительная, но...если при этом человек головорит (поет) "сладенько мяукая", понятное дело, что это скажется на выборе аромата. И, наоборот, если субтильная блондиночка вдруг заговорит низким голосм с хрипотцой, то... я уже вряд ли посоветую ей только альдегидные или цитрусовые свежачки;-).

      Я считаю, что у моего педагога по вокалу голос как раз цвета шоколада...Это очень красиво!:-)))))

      P.S. Я тоже громко разговариваю...;-). И ароматы люблю сочные и громкие (если надо, нанести чуть-чуть я всегда смогу).

      Удалить
  5. С огромным интересом прочла твои размышления на тему, Галя, и не смогла не отписаться))... мне всегда казалось в глубине души - причём это абсолютно личное мнение не подкреплённое никем другим (я никогда не интересовалась особенно у окружающих, просто сопоставляла моё восприятие собственного голоса в момент пения/разговоров с тем, как он звучит в записи) - казалось мне, что голос у меня жёлтого цвета... причём вот такого яркого сочного оттенка... прошла твой тест и что я вижу: Ваш голос... цвета желтого золота)))))))))
    обалдеть!!!
    значит меня интуиция никогда не подводила... а твоё описание голоса такого цвета даже вгоняет в краску)) спасибо за поднятие настроения, Галя - улыбаюсь))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну наконец-то;-) Я уже соскучилась:-).
      Ой, как я рада такому совпадению!!!! Ведь очень часто люди проходят мой тест и им достается то, что... им абсолютно не нравится:-).

      Скажу по секрету, пройдя свой собственный тест, получила в итоге когда-то результат "цвета красного золота", т.е. оранжевый с блеском;-). Для меня самой это было тогда неожиданностью:-). Приятной:-)

      Удалить
    2. Приятно слышать)) Я тут долгое время не забегала - путешествовала немного, потом лечилась - как-то не добиралась до интернета)) Ну вот теперь я с тобой наконец))))

      Удалить
  6. Галина, здравствуйте! Мне очень нравится Ваш блог. Давно читаю, слушаю, любуюсь коллажами. Но пока не комментировала."Цветной слух" - это вид синестезии. Синестезия была у Набокова и у Кандинского. Вообще это больше врожденная особенность. Но мне все-таки кажется, что она может появляться при развитии органов чувств.

    Прошла тест. И получился цвет розового жемчуга... Ошибка вышла :) Вообще голосом никак не занималась (он у меня скрепящий-дребезжащий), да и в моем окружении мало людей с красивыми голосами :(
    А какие мне нравятся голоса и с чем ассоциации:
    - из мужских голосов люблю низкие, теплые, суховатые, похожие на голос Сергея Чонишвили. Ассоциации с имбирем, табаком, восточными и древесными нотами.
    - из женских голосов люблю голос Дайаны Кролл, такой тягучий, сухой, теплый, золотой.
    Галина, подскажите как назваются такие голоса?

    ОтветитьУдалить
  7. Да, странно, как это скрипящий-дребезжащий получился пастельного мягкого розового цвета с добавлением "полетности" (блеска)? Что-то тут не так;-).

    Ой, а Чонишвили что, поёт?:-) Я, признаюсь, никогда не слышала, хотя..., если он много лет проработал в Ленкоме, то должен петь:-))))
    Кролл, конечно же, знаю и очень уважаю. У неё оооочень низкий (для женщины) певческий голос, с хрипотцой, объемный... мммм:-).
    Не совсем поняла Ваш вопрос: что значит, "как называются"?
    В эстрадно-джазовой вокальной школе обычно не особо используют академическую классификацию (сопрано, альт, баритон, бас, тенор и пр.). А что касается тембральной окраски, так Вы всё сами прекрасно описали!:-))))

    ОтветитьУдалить
  8. Было мало вариантов и все варианты про красивые голоса :)
    А про свой я ничего не знаю, дома говорят "говори потише", на учебе "говори погромче", на работе приходилось говорить не своим голосом - очень громко. Мне самой хочется сделать его более ровным, чтобы он не дрожал (наверное, зависит от дыхания) и округлым. Но это чтобы только говорить, о том, чтобы петь, я даже не думаю :)

    Как Чонишвили поет, я не слышала, мне нравится как он говорит. Слушала и слушала бы его. Не важно о чем :)Если нужно как поет, то Барри Уайт. Еще вспомнила, нравится голос Михаила Боярского :)

    "Как называется?" мне трудно описывать то, чего не знаю. Вообще, трудно описывать голос, в первый раз это делаю :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не смотря на то, что Вы делаете это впервые, у Вас это отлично получается. Описывайте голос, который слышите, визуальными образами, и не ошибетесь;-)))).

      "Словесные характеристики качества тембров, — писал Н. А. Римский-Корсаков, — крайне затруднительны и неточны. Приходится их заимствовать из области зрительной, осязательной и даже вкусовой..."

      Удалить
  9. Насколько я поняла, Вам нравятся низкие голоса, голоса с хрипотцой, "по-кошачьи" гибкие и просто голоса специфические и нестандартные, "с изюминкой";-)))))). Барри Уайт - такой очаровательный:-))).

    Да, "чтобы не дрожал" зависит от дыхания (в бОльшей степени), а также от работы мышщ (диафрагмы и лицевых) - в пении:-). И в речи, думаю, тоже от опертости звука и дыхания:-), прежде всего...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, спасибо :)) Вы так понятно рассказываете. Теперь хочу поискать упражнения на дыхание. А голоса, получается, что мне нравятся низкие голоса. У меня и в плеере много таких исполнителей - Лорин Хилл,India.Arie, Джосс Стоун.
      Интересная мысль в жж eniki-beniki про названия цветов. Почему мы называем какой-то цвет теплым или тяжелым. http://eniki-beniki.livejournal.com/139511.html
      Это же ведь можно перенести и на звуки.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Галина! Я тоже прошла Ваш тест. Вот мой результат: "ВАШ ГОЛОС... СВЕТЛО-СЕРОГО ЦВЕТА
    Вы - обладатель спокойного, лёгкого, нейтрального (с эмоциональной точки зрения) и холодного по окраске голоса.
    Возможно, это связано с Вашим складом личности и тем, что Вы - не демонстративный, немного отстраненный и замкнутый человек, который не любит "кричать о себе" и находиться в центре внимания.
    Сильные стороны: за счет своей легкости и воздушности, Ваш голос споcобен умиротворять и успокаивать.
    Слабые стороны: порой может казаться, что вы поете слишком формально, уныло, блекло и скучно, что Вам не хватает душевности и артистизма. Вы слишком консервативны." Описание 100% меня :-). Первый тест, который оказался настолько точным. Никакой эмоциональности, напора в голосе, глухой и тихий, но

    ОтветитьУдалить
  11. кажется мне иногда уж слишком нежным и ласковым - зато люди на меня реагируют очень хорошо, легко о чём-либо договариваться, даже по телефону - как-то располагаю к себе людей. Даже когда злюсь, повышать голос мне жутко некомфортно, а со сцены меня даже с микрофоном плохо слышно, а без него - так и вообще НЕ слышно :-) (опыт декламации стихов в отрочестве).
    Спасибо за Ваш тест, Галина, было очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, как я рада, что совпало и что Вам понравилось!:-)))) Я делала его с душой;-)!

      Удалить